8 (800) 350-57-76

Вопросы и ответы по маркировке товаров

До какого срока владельцы бизнеса могут промаркировать свой товар?
Для каждой товарной группы отведены определенные сроки перехода на обязательную маркировку товара. Чаще всего эти сроки поделены на несколько этапов:

1. Регистрация участников оборота в Честном ЗНАКЕ и подготовка рабочего места к маркировке
2. Нанесение на товары контрольных идентификационных знаков с последующим занесением информации о них в ИС
3. Ввод в оборот только маркированных товаров
4. Реализация немаркированных остатков
5. Продажа только маркированных товаров


Сроки перехода отражены в отдельных постановлениях Правительства РФ.

Участники оборота табачной продукции должны промаркировать весь товар до 1 июля 2020 года, произведенный или поставленный на территорию РФ до 1 июля 2019 года (Постановление № 224 от 28.02.19).
Участники оборота обувных товаров должны промаркировать все позиции до 1 июля 2020 года, произведенный или поставленный на территорию РФ до 1 марта 2020 года (Постановление № 860 от 5.07.19).
Участники оборота духов и туалетной воды должны промаркировать весь товар данной категории до 1 октября 2021 года, произведенный или поставленный на территорию РФ до 1 октября 2020 года (Постановление № 1957 от 31.12.19).
Участники оборота одежды должны промаркировать весь товар до 1 февраля 2021 года, произведенный или поставленный на территорию РФ до 1 января 2021 года (Постановление № 1956 от 31.12.19).
Лица, участвующие в реализации шин и покрышек, должны нанести маркировку на данные товары до 15 декабря 2020, произведенные или ввезенные на территорию РФ до 1 ноября 2020 года (Постановление № 1958 от 31.12.19).
Лица, участвующие в реализации фотоаппаратов и ламп-вспышек, должны нанести маркировку на данные товары до 1 декабря 2020, произведенные или ввезенные на территорию РФ до 1 октября 2020 года (Постановление № 1953 от 31.12.19).
Что такое Честный знак РФ?
Честный ЗНАК – это единая информационная система, на базе которой хранятся данные о каждой единице определенной товарной группы. Эта система разработана специально для отслеживания товаров на отечественном рынке. Благодаря ей государство контролирует перемещение товара с момента его производства и до момента реализации.
Причины создания ИС Честный ЗНАК просты и связаны они с ростом в России контрафакта и фальсификата. Честный ЗНАК, контролирующий процедуру обязательной маркировки, исправляет возникающие на этой почве проблемы. Так, благодаря ему уровень теневого бизнеса падает и растет здоровая конкуренция. Внутренние экономические процессы оптимизируются, а качество жизни граждан растет. Без внедрения обязательной маркировки и работы Честного ЗНАКА это было бы невозможно достичь

Работает маркировка с Честным ЗНАКОМ следующим образом:
1. На упаковку товара наносится специальный контрольно-идентификационный знак.
2. Сведения о нанесенном КИЗ заносятся в систему маркировки Честный ЗНАК.
3. Товар вводится в оборот, о чем вновь заносятся сведения в Честный ЗНАК.
4. Перед каждым перемещением товара формируются электронные УПД с перечнем использованных КИЗ.
5. УПД передаются новому владельцу товара.
6. Новый владелец товара проверяет КИЗ на соответствие, заверяет УПД своей электронный подпись и передает в ИС маркировки сведения о получении товара.
7. ИС фиксирует факт передачи собственности и регистрирует нового владельца товара.
8. Потребитель приобретает товар, который кассир проводит через онлайн-ККТ.
9. Онлайн-касса отправляет сведения о продаже маркированного товара в ОФД и в ИС.
10. Товар выходит из оборота. ИС регистрирует данный факт. КИЗ зафиксирован как использованный.

После приобретения товара потребитель может проверить его на легальность, отсканировав штрихкод камерой телефона и проверив сведения о товаре с помощью приложения. Таким образом, потребитель также является участником контроля товарооборота и может быть уверен в качестве и законности приобретаемого товара. В случае обнаружения незаконной продажи товара покупатель может сообщить об этом в ИС Честный ЗНАК или в контролирующие органы.
Зачем нужна маркировка товара?
За последнее десятилетие оборот контрафактной продукции стал все более неконтролируемым. Все больше товаров на прилавках отечественных магазинов являются подделкой. Потребители оказываются обманутыми и нередко платят деньги за фальшивку с нашивкой топового бренда. Но и это еще далеко не все, ведь бывают случаи, когда приобретение некачественной продукции отрицательно влияет на жизнь и здоровье покупателя.

Негативные последствия реализации контрафактных товаров сказываются и на внутренней экономике страны. Предприниматели, которые участвуют в подобном товарообороте, осуществляют незаконную деятельность и прячут свои доходы в тени от контролирующих органов. Серые предприниматели не отвечают по своим долговым обязательствам и платят страховые взносы и налоги в существенно меньшем размере, чем должны на самом деле. Чтобы хоть как-то исправить экономическое положение, правительство повышает налоговые ставки, что, в свою очередь, негативно влияет на честных предпринимателей. Конкуренция становится нездоровой, а процент честных предпринимателей заметно снижается.

Обязательная маркировка товаров нужна для того, чтобы искоренить все эти проблемы и сделать рыночные отношения честными и прозрачными. Повсеместный контроль отечественного товарооборота позволит и потребителям, и предпринимателям, и правительству быть уверенными в реализованном товаре. Потребитель получит качественный товар и сможет проверить легальность его продажи с помощью телефона и приложения. Предприниматель будет уверен, что организуя честную деятельность, он будет получать хорошую чистую прибыль и не будет зажат в условиях черной конкуренции. Государство будет получать точные налоговые выплаты и сможет их направить на оптимизацию экономики и улучшение жизни граждан.
Какие положены штрафы за отсутствие маркировки?
Процедура маркировки по отношению к определенным товарным группам является обязательной для всех участников оборота. За несоблюдение установленных требований лица, участвующие в обороте маркированной продукции, привлекаются к административной ответственности.

Меры наказаний за совершенное правонарушение отражены в КоАП РФ ст. 15.12:
– Производство продукции без маркировки или нанесение маркировки с определенными нарушениями грозит наложением штрафа на должностных (от 5 до 10 тыс. руб.) и юридических (от 50 до 100 тыс. руб.) лиц с последующей конфискацией товара.
– Реализация продукции без маркировки или с нарушением требований к порядку маркировки грозит наложением штрафа физических (от 2 до 4 тыс. руб.), должностных (от 5 до 10 тыс. руб.) и юридических (от 5 до 300 тыс. руб.) лиц с последующей конфискацией товара.
– Производство алкоголя или табака без маркировки или с нарушением установленных требований к маркировке грозит наложением штрафа на должностных (от 10 до 15 тыс. руб.) и юридических (от 100 до 150 тыс. руб.) лиц с последующей конфискацией товара.
– Реализация алкоголя и табака без маркировки или с нарушений установленных требований к маркировке грозит наложение штрафа на физических (4 до 5 тыс. руб.), должностных (от 10 до 15 тыс. руб.) или юридических (от 200 до 300 тыс. руб.) лиц с последующей конфискацией товара.
Часто ли проходят проверки по маркировке товара?
Проверка маркировки товара осуществляется на каждом этапе перемещения товарной позиции. С момента производство и до момента реализации информационная система Честный ЗНАК отслеживает товар, регистрируя все изменения в его статусе и местанахождения. Корректность маркировки здесь проверяет оператор, функции которого выполняет ЦРПТ.

Даже когда товар выйдет из оборота, его еще можно проверить на законность. Если потребитель не обнаружит маркировку на упаковке приобретенного товара или выявит явные нарушения, он может заявить об этом в контролирующие органы. Если же маркировка на товаре есть, а явных нарушений им было не замечено, он все равно может проверить товар на легальность, отсканировав штрихкод и передав его в приложение.

Однако это далеко не все этапы проверки маркировки товара. Контролирующие органы могут лично навестить представителя бизнеса с проверкой, проверив корректность нанесения КИЗ, соблюдение требований и работоспособность оборудования.

Проверка маркировки также осуществляется на таможне при поставке товаров из зарубежных стран.