Что такое маркировка шин
Новая обязательная маркировка представляет собой нанесение на упаковку товара специальных средств идентификации с последующим занесением их в систему мониторинга. В 2016 году Правительство РФ стало поочередно создавать проекты для разных товарных групп, подлежащих маркировке. Так, на рынке появились маркированные шубы и алкоголь. В 2019 году сразу несколько групп стали отслеживаться с помощью информационной системы Честный ЗНАК: табак, обувь, одежда и др. Среди этих товаров оказались также шины и покрышки, обязательная маркировка которых началась 1 декабря 2019 года.
Этапы введения обязательной маркировки шин и покрышек
28 апреля 2018 года в составе распоряжения Правительства № 792-р помимо прочих были представлены шины и покрышки как товары, подлежащие обязательной маркировке с декабря 2019.
С 20 июня по 30 ноября 2019 года действовал пилотный проект, направленный на подготовку участников к обязательной маркировке данной товарной категории. По результатам проекта оценивались возможности перехода на процедуру маркировки. Проект считался успешным.
С 1 декабря 2019 началась повсеместная регистрация в ИС лицами, участвующими в обороте шин и покрышек. В это же время проходила проверка установленного оборудования для работы с ИС.
С 1 ноября 2020 участники оборота приступят к полноценной процедуре маркировки: нанесение КИЗ (контрольных идентификационных знаков), занесение сведений с КИЗ в ИС, ввод в оборот только маркированных шин и покрышек.
До 1 марта 2021 осуществляется реализация остатков шин и покрышек, изготовленных до 1 ноября 2020 года (и ввезенных в РФ).
С 1 марта 2021 реализация немаркированных товаров запрещена законом о маркировке.
Перечень шин, подлежащих маркировке
Шины, подлежащие маркировке, представлены в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (сокращенно – ОКПД-2) и в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (сокращенно – ТН ВЭД ЕАЭС).
Среди них указаны шины и покрышки пневматические, резиновые сплошные, резиновые полупневматические, резиновые пневматические, которые используются для легковых автомобилей, грузовых и пассажирских машин, спортивных автомобилей, сельскохозяйственных машин, мотоциклов, мотороллеров и пр.
Не маркируют шины и покрышки, которые входят в комплект автомобиля. Шины, предназначенные для велосипедов, авиационной техники, и резиновые камеры в маркировке не участвуют. Не участвуют в маркировке также товары, бывшие в употреблении и восстановленные для использования. Их реализация осуществляется в старом порядке.
Правила маркировки шин и покрышек
- Производитель подает заявку в личном кабинете на получение необходимого перечня кодов. В заявке указывается количество маркируемого товара и серийные номера каждой позиции. Серийные номера могут быть сгенерированы автоматически.
- Производитель получает коды от оператора маркировки и проверяет их на корректность.
- Производитель наносит на каждую товарную единицу отдельный КИЗ и заносит сведения о маркированном товаре.
- В личном кабинете (раздел «Документы») осуществляется ввод товара в оборот. Происходит это посредством загрузки документов с перечнем товаров, подлежащих реализации.
- На каждую поставку товаров создаются универсальные передаточные документы, в которых отражаются КИЗ каждой реализуемой товарной единицы. С помощью УПД осуществляется процесс передачи прав собственности.
- При получении новой партии товара участник оборота сверяет КИЗ в документах и на товаре. Документы, не содержащие ошибок, заверяются электронной подписью и заносятся в ИС.
- При конечной реализации товара кассир проводит его через онлайн-ККТ. Товар выходит из оборота.
Следует отметить, что процедура нанесения маркировки может осуществляться не только на производстве, но и на других ступенях реализации товара:
- Импорт
- Возврат от покупателя
- Повреждение кода
- Прием товара на комиссию
Код маркировки шин и покрышек
Контрольный идентификационный знак (он же код маркировки) представлен в формате Data Matrix – это сложный объемный код, заключающий в себе всю информацию о товаре от производителя до владельца.
Формируется код оператором маркировки. Им является Центр развития перспективных технологий. Услуга формирования кодов платная. Стоимость одного КИЗ равна 50 коп. В нее не будет входить налог на добавленную стоимость.
Код Data Matrix используется для маркировки большинства товарных групп: табачная продукция, обувь, лекарственные средства, парфюмерная вода. Выбор именно этого кода для осуществления процедуры маркировки обусловлен тем, что он прост в нанесении и сложен по своей структуре, которая позволяет защитить информацию от мошеннических операций.
Каждый такой КИЗ состоит из 75 символов. Группы символов выполняют определенную функцию и содержат конкретную информацию. Все КИЗ содержат 4 группы информации:
- Данные о товаре
- Серийный номер идентификации
- Ключ проверки
- Код проверки
Методы маркировки шин и покрышек
Существует несколько способов маркировки шин. Основным является нанесение кода маркировки в формате Data Matrix на протектор или боковину товара. Другим способ маркировки является внедрение внутрь шины RFID-метки, которая издает радиосигналы.
Выбор способа маркировки зависит от вида шины, который может отличаться по химическому составу и типу клея. Уточнить, какой способ в том или ином случае предпочтительнее, можно у специалистов.
Необходимое для маркировки шин и покрышек
Для маркировки шин и покрышек, как и для маркировки других товарных категорий, владельцы производственных и торговых предприятий должны провести следующие действия:
- Оформить сертификат УКЭП
- Установить соответствующее ПО (обязательны ЭДО и интеграция с системой мониторинга)
- Приобрести необходимое оборудование (принтер этикеток, сканер штрихкода 2D, онлайн-касса)
- Зарегистрироваться в ИС Честный ЗНАК
- Провести проверку на совместимость оборудования и системы мониторинга
Наша компания помогает предприятиям любого масштаба и вида деятельности в подключении к системам маркировки. Мы также предоставляем своим клиентам услуги обучения работы с маркировкой.